email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Формула семьи

Из опыта семейной жизни. Чугреевы

Журнал: №6 (62) 2014 г.
Фото: Григорий Ярошенко

На страницах нашего журнала многодетные родители рассказывают о себе и своих детях, делятся опытом. Сегодня мы представляем семью Чугреевых.

Николай Николаевич, 58 лет, кандидат экономических наук

Мария Александровна, 41 год, журналист, член Союза журналистов

В браке 21 год

Егор, 18 лет, студент 4-го курса Московской банковской школы

Мария, 12 лет, ученица 7-го класса Петрово-Дальнецкой гимназии

Варвара, 10 лет, ученица 5-го класса Петрово-Дальнецкой гимназии

Зинаида, 3 года

Александр, полгода

Николай Николаевич:

– Каждый из нас в той или иной степени эгоист. Каждый считает, что мир должен вертеться вокруг него – может, даже не признаваясь в этом самому себе. Что обида – это только та, которую нанесли ему; а если ты сам нанес обиду другому, то это просто досадное недоразумение, о котором все обязаны быстро забыть. Мне кажется, что главное качество, как для мужа, так и для жены, – это помнить в первую очередь о своих обязанностях и в последнюю очередь об обязанностях супруги (супруга) и никогда не фиксироваться на своих обидах.

В семейной жизни тяжелее всего преодолеть собственную гордыню и прислушаться к мнению детей, даже к мнению трехлетней Зиночки. Полугодовалый Шурик свое мнение пока излагает в виде крика – вот на его мнение мы с женой реагируем моментально. Дети занимают львиную долю твоей жизни, и ты, как родитель, должен перестать ставить себя, свои интересы во главу угла. Эгоистичному человеку это тяжело сделать, но в заботе о других я вижу единственный – и очень действенный – способ избавиться от эгоизма.

Незыблемый родительский авторитет – вещь невозможная в нашем несовершенном мире, поскольку ниспровержение авторитетов свойственно молодости. Добавьте к этому молодежную субкультуру и неписаные правила социума, в котором вращается подросток. Родителям можно и нужно признавать свои ошибки, хотя бы для того, чтобы подать своим детям пример, которому они, возможно, когда-нибудь последуют.

Конфликтные ситуации мы стараемся разрешать путем переговоров. Не всегда, к сожалению, высокие стороны ведут переговоры на полутонах; в таких ситуациях полезно вовремя вспомнить о детях. Мысль о том, что родительская ссора отразится на них не лучшим образом, помогает держать себя в руках. Хотя бы отчасти. Я раньше считал, что главное в воспитании – это личный пример и строгость, но с годами пришел к выводу, что главное – это личный пример и терпение.

Наказывать, к сожалению, приходится – в основном за ложь и лень. Но дети – это продукт воспитания, поэтому как минимум половина их грехов – это просчеты родителей. Ревность у наших детей проявляется до сих пор, но больше всего ее бывает в раннем возрасте, особенно по отношению к младшим. Всем своим детям мы с женой постоянно говорим, что любим их одинаково (что правда), но маленьким внимания нужно больше.

Господь посылает детей, и Господь дает возможность и средства их растить. Знаю, люди неверующие воспримут эти слова скептически, но это их дело. Я каждое воскресенье встречаю в храме многодетных родителей, многие из которых не шибко обеспеченные, но никто из них самих и их семьи не умирают от голода и холода. Более того, я подметил одну закономерность: с увеличением количества детей в семье, как правило, расширяются материальные возможности родителей. Кто-то нашел новую, более денежную работу, кому-то досталось наследство, пусть не миллионы, но какие-то деньги или квартира, комната, что, согласитесь, не так уж плохо, и так далее. По моему глубокому убеждению, нет реальных финансовых причин не иметь детей. Есть боязнь ухудшить свое материальное положение, свой сложившийся комфорт. Короче говоря, главное препятствие рожать детей – эгоизм, горячая забота о себе, любимом. Это, конечно, не относится к ситуациям с медицинскими показаниями, хотя медицина шагнула далеко вперед: моя жена родила пятерых, и всех через кесарево сечение.

Окружающие относятся по-разному. Одни удивляются, спрашивают: зачем тебе это нужно? Другие одобряют, третьи завидуют. Когда родился Шурик, я стал как волк и семеро козлят (у меня еще две дочери от предыдущего брака: Даша, 30 лет, и Аня, 22 года). Один мой приятель-острослов на это заявил: «Ошибочка – козел и семеро волчат». Но ему простительно, он бездетный.

Кто-то сказал: ребенок – это праздник, который пока еще с тобой. Дети вырастают, и их потребность в родителях ослабевает. Сначала для ребенка папа и мама – это весь мир, потом их размер в сознании ребенка сжимается, как шагреневая кожа. Когда это происходит, родители страдают, обижаются на детей, забывая, что сами когда-то поступали так же со своими родителями. Недаром говорят, что неблагодарность – долг твоих детей, который им вернут твои внуки. Мне сейчас 58 лет, Зиночке три, Шурику полгода. Если Бог даст мне еще сколько-то лет жизни, то и эти годы будут востребованы хотя бы ими. Я думаю, одиночество нам с Машей не грозит. Из такого количества детей найдется хотя бы один (или одна), кто в нашей старости подаст нам стакан воды. Шутка!

Мария Александровна:

– Главные черты моего мужа – забота и ответственность. Он действительно глава домашней церкви, он отвечает за семью, ведет ее в правильном направлении. Николай – труженик; даже в те периоды, когда у него не было работы, он строил дом, занимался хозяйством. Он всецело берет на себя ответственность за жену и детей.

В семье может случиться что угодно; поскольку все люди сложные, они могут совершать ошибки – и совершают, даже если любят друг друга. Каждый может отклониться от курса (я сейчас говорю не про измену). Но ты прощаешь, и дальше вы идете вместе, потому что тебе дороги эти отношения. Это ведь был твой выбор, ты хотела быть рядом с этим человеком, поэтому нужно сосредоточиться на главном в ваших отношениях, а все второстепенное оставить за кадром.

Преодолевать трудности помогает вера. У нас прекрасный духовник – отец Дмитрий Смирнов. Если бы его не было в нашей жизни, наверное, все было бы по-другому. Я уверена, что многое совершается его молитвами. Еще мы дружим с семьей отца Сергия Попова и тоже благодарны ему за поддержку.

В каждой семье бывают кризисы отношений – были и в нашей. В какой-то момент – как раз когда в финансовом отношении все было очень хорошо – мы слишком увлеклись каждый своей независимостью. Словно мы не семья, а два отдельных человека. Когда нет материальных проблем, в этом тоже подвох… Пришлось садиться и разговаривать, с духовником советоваться. Вообще, если бы не вера, мы бы уже разбежались пятьдесят раз и детей бы не родили. Эгоизм пересилил бы. С собой надо бороться: пока борешься – семья есть; перестал – все разошлись в разные стороны.

Главный метод воспитания – это личный пример. У нас замечательные примеры вокруг – друзья, родные. Хотелось бы детей вырастить в первую очередь людьми – порядочными, честными, искренними. Научить их идти не в ногу со временем, а своим путем. При этом я понимаю, что если на них давить, будет только хуже. Вот, например, у нас Егор хотел выстричь себе ирокез. Я была в ужасе, мы это долго обсуждали и в конце концов договорились, что ирокез только на лето, в сентябре он отрастит волосы. Я понимаю, что для него это и элемент свободы, и способ выделиться. А мне бы хотелось, чтобы они выделялись не через внешние качества, а через внутренние. Вот это и есть цель моего воспитания.

Проблема детской ревности у нас всегда была. Машка очень ревновала к Варе: она надевала ее кофточки, чепчики, соски отбирала. Забиралась на пеленальный столик, заворачивала себя в пеленки, соску в рот... Притворялась младенцем. Сейчас Зиночка ревнует к Саше, пытается влезть в его кровать. Мой папа, замечательный актер Александр Пашутин, посоветовал мне общаться с каждым отдельно, находить время на каждого, чтобы ребенок знал, что его место никто не займет. Я постоянно говорю каждому ребенку, что он мой принц или принцесса, мы с папой любим всех вместе, но каждого по отдельности.

Сначала мы хотели, как все, двоих детей: мальчика и девочку. Но после рождения Марии оба поняли, что хотим третьего. Мы поехали в паломничество на Соловки и там осознанно вымаливали третьего ребенка. Через месяц после возвращения я забеременела Варей и была этому очень рада, хотя у нас тогда был сложный период, муж не работал. Однако с рождением Вари экономическая ситуация в семье стала заметно улучшаться. Я заметила, что так часто происходит: чем больше детей, тем больше возможностей заработать. Когда я рожала Машу, мы вообще не знали, на что будем жить. Я тогда вела программу на ТВ, и мне разрешили работать буквально до последней минуты: в пятницу отвела эфир, а в понедельник поехала в роддом. Меня в последние недели снимали только крупным планом, большой живот я прятала под столом.

На государство мы не рассчитывали, только на самих себя. Мы оба работаем, я себя настраиваю на то, что если будет надо, пойду на две-три работы. К счастью, у нас есть замечательная няня, она с нами уже десять лет. Мама живет на другом конце Москвы, у нее своя семья, но при любой возможности она вырывается к нам, чтобы побыть с внуками. А няня с нами постоянно, очень нам помогает – мы уже считаем ее членом семьи.

Со стороны окружающих был и негатив, и непонимание. Я часто слышала: «Зачем тебе это надо?» Некоторые знакомые прямо говорили: иди делай аборт, ты сошла с ума, ты ненормальная, трое есть – хватит. Я же всех рожала через кесарево сечение. На это можно ответить только одно: это наше решение. Объяснять и доказывать никому ничего не надо, каждый живет своей жизнью, и каждый будет отвечать только за нее.

На больших семьях всегда держалась Россия. Мы патриоты. Мы считаем, что мощь страны – это мощь каждой семьи в отдельности. У моей прабабушки было 17 детей. Это было красиво, на это хочется равняться.

Есть мнение, что многодетной маме невозможно совмещать работу и воспитание детей, неизбежно приходится делать выбор. Но это не всегда так. Существует много примеров многодетных работающих мам, в том числе очень успешных, например, Мария Ситтель, Евгения Добровольская, Вероника Долина. Они вызывают большое уважение.

Совмещать работу и воспитание возможно. Просто это требует большей организованности. Нужно тщательнее планировать время и тратить его с максимальной пользой. Я многие годы работала на телевидении. Сейчас у меня авторская программа на радио. Какую-то часть работы я делаю дома: нахожу гостей, ищу нужную информацию, продумываю вопросы. Мне повезло – сейчас я работаю с людьми, которые к многодетности относятся с пониманием. Я человек творческий и совсем отказаться от профессии не могу, да и не хочу. Дети, кстати, очень радуются тому, что у мамы кроме них, бесценных, еще есть любимое занятие. К тому же я сейчас больше времени провожу дома – пишу стихи. И за это опять же – спасибо детям!


Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|