email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Ясно видящие

Как сохранить ребенку хорошее зрение?

Журнал: №1 (51) 2013 г.

О том, как уберечь детские глазки и сохранить малышу хорошее зрение, рассказывает детский офтальмолог, доктор медицинских наук, академик Российской академии медико-технических наук, руководитель Клинического объединения центров охраны зрения детей и подростков «Ясный взор» Игорь Азнаурян.

Требования к поступающим ныне в школу первоклашкам выросли в разы по сравнению с теми, что предъявлялись к поколению наших родителей. Подготовка к школе начинается за год, а то и за два до поступления: родители обучают малыша чтению, письму, логическим и математическим задачкам. А в первом классе во многих школах дети высиживают по 4–5 уроков. Неудивительно, что уже в начальных классах каждый десятый ребенок страдает близорукостью. По словам главного офтальмолога Мин­здравсоцразвития, директора Московского НИИ глазных болезней имени Гельмгольца Владимира Нероева, к окончанию школы количество близоруких детей составляет 25–30 %.

Взгляни вокруг

В первые два года жизни ребенка происходит интенсивное развитие зрительных функций. Сразу после появления на свет младенец различает только свет и тень, сетчатка еще формируется. На 10‑й день ребенок уже следит глазками за крупной яркой игрушкой, попавшей в поле его зрения на расстоянии 20–75 см. К 2–3 месяцам работа глаз становится скоординированной, младенец четко фокусирует взгляд на предмете обоими глазами. Ребенок начинает узнавать маму, а потом и других близких, реагируя приветливой улыбкой и активным гулением. В большинстве случаев у новорожденных младенцев присутствует детская дальнозоркость около трех диоптрий. По мере взросления ребенка и роста глазного яблока, удлинения его переднезадней части cтепень дальнозоркости, как правило, уменьшается. Окончательно процесс формирования зрения заканчивается примерно к 3–4 годам.

Первый визит к офтальмологу лучше нанести через 4 недели после появления крохи на свет, когда легко диагностировать и вылечить такие врожденные дефекты, как недоразвитие слезовыводящих путей, катаракту и другие врожденные аномалии. Последующие посещения стоит запланировать на период 3 и 6 месяцев, в 1 год и затем — каждые полгода до 3 лет. В период с 3 до 7 лет нужно показывать ребенка 1 раз в год.

Посредством зрения мы получаем около 95 % поступающей информации. И если развитие зрительных функций идет с нарушениями, это негативно отражается как на физическом состоянии ребенка, так и на психоэмоциональном здоровье, поскольку становление всех систем организма должно происходить синхронно. Поэтому, если ребенку не хватает зрительной информации, дефицит необходимо возмещать с помощью слуха, обоняния, тактильного контакта. И, разумеется, желательно как можно раньше выявить нарушения зрения, что могут сделать только квалифицированные специалисты, которые назначат при необходимости адекватное и эффективное лечение. Родители обычно замечают заболевание уже в тяжелой форме, когда у малыша косит глазик или ребенок не реагирует на свет. Поэтому регулярные обследования чрезвычайно важны, особенно для детей с отягощенной наследственностью.

Маленький «очкарик»

Наши органы зрения не предусмотрены для длительной работы на близком расстоянии, поэтому школьные нагрузки при неправильной организации образовательного процесса нередко становятся причиной развития близорукости (миопии) — одного из самых распространенных заболеваний у школьников, возникающего вследствие сильного перенапряжения глаз, когда ребенок долгое время сосредоточен на близких предметах: книге, тетради, альбоме для рисования. В результате длительной зрительной нагрузки глазное яблоко удлиняется, а изображение на сетчатке становится расфокусированным. Получается, что «ближнее» зрение прогрессирует за счет «дальнего», и малыш начинает жаловаться, что хуже видит удаленные объекты. Если вовремя не начать лечение, на глазном дне могут возникнуть дистрофические изменения, способные привести к безвозвратному снижению зрения. Поэтому важно регулярно показывать ребенка детскому офтальмологу для своевременного выявления и назначения грамотного комплексного лечения.

Некоторые родители опрометчиво полагают, что при невысокой степени близорукости носить очки, прописанные врачом, не­обязательно. Мамы и папы опасаются пожизненного привыкания к очкам. Однако очки для постоянного ношения назначаются лишь при высокой степени близорукости, а до трех диоптрий прописываются только для дали, чтобы ребенку было комфортно читать или смотреть на школьную доску. К тому же в случае двухгодичной стабилизации миопии возможно проведение операции на глаза, которая полностью избавит ребенка от «очковой зависимости». При правильном лечении остановить рост близорукости удается в 85 % случаев, а в 15 % — значительно снизить темпы ее прогрессирования, поэтому лучше некоторое время носить очки и остановить регресс зрения, чем запустить заболевание.

Помимо близорукости, нередко встречается и такое врожденное состояние, как астигматизм, когда ребенок одинаково плохо видит как на близком, так и на дальнем расстоянии. Эта патология обусловлена искривлением роговицы (при астигматизме она имеет овальную, а не круглую форму). В глазу складываются два оптических фокуса, ни один из которых не расположен в правильном месте. Поэтому, для того чтобы видеть, ребенку приходится выбирать, на чем концентрироваться: на горизонтальных или вертикальных направлениях, вследствие чего искажается зрительное восприятие. Например, ребенок может не видеть разницу между цифрами «8» и «0», буквами «п» и «н». Такое изменение зрительных образов зачастую приводит к вторичному понижению остроты зрения и развитию амблиопии. К сожалению, раньше амблиопия при астигматизме не была достаточно изучена, поэтому практически не поддавалась лечению. На основе сложных физиологических исследований удалось выяснить, каким образом устранять эту патологию, как «заставлять» клетки работать правильно и тем самым повышать остроту зрения при астигматизме. И на сегодняшний день существует возможность в 70 % случаев избавить ребенка от ношения очков и подарить хорошее зрение.

Дайте глазам отдых

Специалисты не рекомендуют отдавать ребенка в школу раньше 7 лет, поскольку организм еще не готов к серьезным нагрузкам, а цилиарная мышца, отвечающая за зрение, окончательно не сформировалась (это происходит только к 7–8 годам). По статистике, среди детей, ставших первоклассниками в 6 лет, в 3 раза больше близоруких, чем среди школьников, которые пошли в школу в 7 лет.

Важно не перегружать ребенка бесконечными занятиями. Общая продолжительность домашних уроков не должна превышать 1 часа в день для малышей начальной школы, и 1,5–2 часов — для учащихся средних классов. С дополнительными занятиями также следует быть аккуратнее: если ребенок с трудом справляется со школьной программой, лучше от них отказаться. Но если малыш выдерживает высокий уровень нагрузки и хочет посещать кружки или музыкальную школу, помните, что, согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям, продолжительность одного дополнительного занятия в учебные дни не должна превышать 1,5 часа, в выходные и каникулярные — 3 часа. После 30–45 минут занятий необходим перерыв минимум 10 минут. Начало занятий — не ранее 8 утра, окончание — не позднее 8 вечера. И желательно чередовать периоды напряженного зрительного труда с активным, подвижным отдыхом, который позволит восстановить активное кровообращение в организме, а значит, и в сетчатке глаз.

Простые правила

Большое значение для профилактики близорукости имеет организация рабочего места ребенка. Ребенок должен сидеть прямо, не сутулиться и заниматься только при хорошем освещении. Старайтесь регулярно мыть окна, поскольку запыленность и загрязненность окон, особенно выходящих на улицу, приводят к понижению освещенности в помещении до 40 %. Источником загрязнения может быть не только уличная пыль, но и запыленность воздуха самого помещения.

Искусственное освещение должно быть достаточно ярким, но не бьющим в глаза, не утомительным. Кстати, при чтении или других зрительных нагрузках нельзя пользоваться только верхним светом без настольной лампы, и наоборот, не стоит зажигать одну лампу без основного источника света.

Настольная лампа должна быть с непрозрачным абажуром и мощностью лампочки 75–100 ватт, и располагаться слева. Впрочем, для левшей необходимо ставить лампу с другой — правой стороны.

Оптимальное расстояние при чтении и письме — 35–40 см от глаз, замерьте это расстояние и покажите ребенку, как он должен сидеть.

Для сохранения зрения важно поддерживать и общий уровень здоровья, закаливать малыша, чтобы он меньше болел, включать в рацион продукты, полезные для глаз: творог, кефир, отварную рыбу, говядину и говяжий язык, индюшатину, крольчатину, морковь, капусту, клюкву и обязательно зелень — петрушку, укроп. Также для глаз полезны поливитамины с микроэлементами, препараты кальция с витамином D и фосфором.

Точно в срок

Нередко усталость глаз возникает из‑за банального недосыпа. Дефицит ночного сна у школьников — распространенная проблема. Однако скомпенсировать недостаток сна можно отдыхом в дневное время после школы. Впрочем, лучше строить режим дня таким образом, чтобы ребенок ложился вечером в кровать в одно и то же время не позднее 22 часов и спал в течение 9,5–10 часов. Старайтесь придерживаться четкого распорядка, чередуя различные виды деятельности: бодрствования и отдыха, спортивных мероприятий и прогулок, занятий и игр. Стройный график будет способствовать хорошему самочувствию ребенка, укреплению нервной и зрительной системы.

Впрочем, говоря о дневном отдыхе, многие родители полагают, что таковым можно считать просмотр телепередач или игру в компьютер. Однако постоянный просмотр телевизора несет серьезную нагрузку на глаза, следовательно, «отдыхом» в полном смысле слова быть не может и даже, наоборот, способен спровоцировать развитие близорукости! Поэтому следует строго контролировать время, проводимое перед экраном. Для дошкольников и младших школьников время просмотра не должно превышать 1,5–3 часов в день. При этом непрерывная нагрузка может длиться не более 1,5 часа. Тип телевизора (обычный, «плоский», жидкокристаллическая панель, плазменный экран) значения не имеет, так как при просмотре телевизора на глаза влияет не столько экран, сколько длительная зрительная нагрузка.

Что касается компьютера, то сегодня врачи бьют тревогу, ведь появление информационных технологий увеличило заболеваемость близорукостью в два раза! Поэтому знакомство с компьютером лучше отложить до старшего школьного возраста, когда подросткам необходимо печатать доклады и рефераты.

В случае если у ребенка выявлена близорукость, важно свое­временное начало лечебных мероприятий. Современные консервативные (нехирургические) методы лечения близорукости позволяют стабилизировать состояние ребенка в 75–85 % случаев, а в оставшихся 15 % значительно снизить темпы прогрессирования миопии.

Разумеется, регулярно проверяйте ребенка у врача, ведь любая патология зрения — источник усталости, дискомфорта и помеха в обучении. Соблюдайте профилактические меры, следите за режимом, питанием малыша, не допускайте перегрузок, и тогда ваш малыш будет четко и ясно видеть мир во всей его красе и многообразии.

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|