email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Александр Маринеско

Неудобный герой

Журнал: №4 (72) 2016 г.
Командир подводной лодки М-102 П. В. Гладилин и командир подводной лодки М-96 А. И. Маринеско

Легенда подводников и человек, который по суммарному тоннажу нанес самый большой урон противнику на Балтике в годы Великой Отечественной войны. Командир подлодки С-13, потопившей знаменитый «Вильгельм Густлов» – «Титаник Третьего рейха». После войны, забытый официальными лицами, разжалованный и лишенный пенсии, побывавший на колымской зоне, тем не менее, всегда пользовался абсолютным уважением у всех. Это Александр Иванович Маринеско.

На исходе войны

Великая Отечественная война длилась уже четвертый год. Балтийский флот, потерявший много малых и средних кораблей в ходе эвакуации из Таллина в декабре 1941 года (операция «Валькирия») и почти не принимавший участие в боевых действиях, только-только выходил из Финского залива на оперативный простор. Русские войска были уже в Восточной Пруссии. В январе 1945 года в рамках операции «Ганнибал», объявленной командующим германскими ВМС Карлом Дёницем, из окруженных областей началась массовая эвакуация морем.

Корабли отправлялись из Данцига (ныне – Гданьск, Польша) один за другим. Наконец настала очередь десятипалубного лайнера «Вильгельм Густлов». Корабль прожил уже несколько судеб – и круизный лайнер, названный по имени убитого соратника Гитлера, и госпиталь, и казарма, и центр разработок подводной войны, в котором проектировался новый тип подлодки. И, наконец, транспорт, вооруженный зенитными орудиями. На его палубах толпились офицеры и курсанты подводного флота, которые должны были продолжить подводную войну на Балтике; солдаты, женщины из Люфтваффе, немецкая администрация оккупированных территорий, беженцы – в том числе женщины и дети.

Рассчитанный когда-то на комфортное размещение полутора тысяч пассажиров, он взял на борт, по разным подсчетам, от шести до девяти тысяч человек. Корабль был значительно перегружен, на его мостике командовали четыре капитана. В охранение назначили торпедолов и эсминец, а самое опасное направление закрывала бригада тральщиков.

30 января 1945 года из порта Готенхафен корабль «Вильгельм Густлов» отправился в открытое море.