email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Старообрядчество

История и современность

Журнал: №1 (13) 2006 г.
XVII век стал своего рода переходным временем в истории нашей страны – от России древней, традиционной, к России новой, поэтому столетие оказалось весьма противоречивым и вместе с тем очень динамичным периодом в развитии всей отечественной культуры. 

В общественном сознании укрепляется мысль о русской нации, России и Москве как новом народе, государстве и городе, избранных Господом. Об этом свидетельствуют созданные еще в период Смутного времени многочисленные произведения, в которых образ Родины характеризуется самыми высокими эпитетами. В повестях и сказаниях появляются новые, ранее не используемые формулы, как то: «Москва – Новый Сион» и «Россия – Новый Израиль», а сам русский народ иногда называется «истинными израильтянами новообращенными». Богоизбранность России признается уже свершившимся фактом: теперь Россия должна исполнять историческую роль «Нового Израиля» и быть единственным светочем правой веры по всему миру. 

Впрочем, уже в середине XVII столетия среди сторонников представлений о России как об избранной Богом державе возникли серьезные разногласия, вызванные целым комплексом причин как социально-политического, так и чисто богословского характера. Немалую роль сыграли в этом и различные религиозно-философские воззрения противоборствующих сторон. Камнем преткновения стал вопрос о том, какое место занимает Россия во всемирно-историческом процессе. Итогом нарастающих противоречий явился раскол Русской Православной Церкви – одно из самых трагических событий в отечественной истории.

Также Вы можете :