email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Оранжевая революция

Технология захвата власти

Журнал: №2 (11) 2005 г.
Митинг сторонников В. Ющенко. Фото ИТАР-ТАСС
На выборах 2002 года за организацию, которую возглавлял Ющенко (то есть фактически за него), проголосовало не более 24% избирателей. По всем социологическим опросам в 2004 году выходило, что больше 23–25% за Ющенко голосовать не будет. При самых благоприятных условиях, по расчетам различных экспертов, можно было выйти максимум на 33–35%. Поэтому для обеспечения победы применялись особые приемы обработки массового сознания. О сущности этих приемов и о том, какие уроки нам следует извлечь, чтобы не допустить повторения «оранжевой» революции в России, рассказывает украинский политолог, главный эксперт Фонда международной безопасности Алексей Леонидович Мартюшев. 

– Сперва скажу о том, что лежит на поверхности. Для победы Ющенко очень важно было подобрать такого спаренного партнера, который своим отталкивающим имиджем выгодно оттенял бы Ющенко. И действительно, впоследствии многие люди, голосуя за Ющенко, говорили, что они из двух зол выбирают меньшее. Эта задача была поставлена изначально, и она была успешно решена. Сторонники Ющенко прямо писали, что они добились стратегической победы, поскольку единый кандидат от власти, его имидж, биография не могут выдержать конкуренции с имиджем и биографией Ющенко. То есть Янукович изначально был, так сказать, техническим кандидатом для того, чтобы консолидировать ту часть населения, которая не хотела выбирать Ющенко, а ее нужно было заставить это сделать.

– Вы хотите сказать, что власть играла с Ющенко в поддавки?

– А как иначе понять многие вещи? Зачем, например, было выдвигать человека, имевшего две судимости? Разве непонятно, какой это огромный минус в глазах избирателей? А как понять тот факт, что задолго до выборов пресс-секретарь Януковича Анна Герман, бывший руководитель службы Би-би-си на Украине (тоже, кстати, интересный выбор для патриотического политика!), провела с подачи администрации президента массированную информационную кампанию, в ходе которой постоянно рассказывалось, что Янукович таки сидел в тюрьме, но был очень хорошим заключенным, и выпустили его за хорошее поведение. И вообще, теперь судимости с него сняты... В результате, если раньше девять десятых населения Украины понятия не имела о том, что Янукович сидел в тюрьме, то теперь о его криминальном прошлом узнала вся страна. Естественно, «оранжевые» не преминули этим воспользоваться и начали приписывать ему всякие жуткие преступления: изнасилования, убийства. Это была неправда, поскольку сидел он за участие в драке, но цели своей они достигли: многие люди от него отшатнулись. Потом подробности стали постепенно забываться, но главное – то, что Янукович сидел, – в памяти застряло. Затем появились плакаты, так называемые «биг-борды» с изображением Януковича и нелепой надписью: «Потому что последовательный». Это было из серии «нарочно не придумаешь», потому что «биг-борды» какие-то умники тут же поименовали «бигмордами», фотографии стали заляпывать красной краской и делать приписки: «Потому что бандит», «Потому что мафия»... Вскоре многие плакаты запестрели подобными надписями, и народ начал шутить. С того момента шансы Януковича резко упали, ведь тот, над кем потешаются, никогда не сможет стать по-настоящему привлекательной фигурой. Это азы психологии. Хочешь свалить противника – смейся над его аргументами. Хочешь поднять его рейтинг, напрягись и скажи: «Это страшный, ужасный враг!»

Также Вы можете :