email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Читай, молись да трудись!

Разговор об образовании с Н.В. Карловым

Журнал: №2 (11) 2005 г.
Николай Васильевич Карлов. Фото свящ. Игоря Палкина
Николай Васильевич Карлов – член-корреспондент РАН, советник РАН, президент межвузовского центра гуманитарного образования МФТИ «Петр Великий»

– Какие школы, какие учителя были у вас? Кто из них оказал на вас большое влияние?

– Вопрос не так прост, как кажется. Дело в том, что мои школьные годы – это десятилетие 1937–1947 гг. Говорить о сколько-нибудь стабильном обучении в рамках сколько-нибудь устойчивого педагогического и ученического коллектива не приходится. К моменту окончания в 1943/1944 учебном году школы-семилетки я успел поучиться в 9 школах, познакомиться с 9 преподавательскими и 9 ученическими (классными) коллективами. Это было очень вредно, так как частая смена школ в течение одного учебного года отнюдь не способствует воспитанию усидчивости и работоспособности, умения и желания упорно работать, воспитанию ответственности.

Мне повезло, последние три года школьного образования я проучился в школе № 150 тогда Ленинградского района Москвы. Наконец-то я попал в школу, в которой было интересно учиться. В ней были прекрасные учителя: словесник Нина Петровна Унанянц, физик Юрий Павлович Европин, математик Клавдия Семеновна Сычугова, «немка» Лина Петровна Кеппе и историк Александр Акимович (фамилию этого в высшей степени интересного рассказчика, прекрасного проповедника и хорошего учителя я, к стыду своему, не помню). Все они были очень разными. Предельно корректная, мягкая и мудрая Нина Петровна, энергичная, бурная и очень эмоциональная Клавдия Семеновна, афористически язвительный противник многословия Юрий Павлович, ровная и всегда спокойная Лина Петровна, страстный пропагандист исторического знания Александр Акимович – все они прежде всего были высокопрофессиональны в своей предметной области. Они любили детей, любили учить их уму-разуму, все, как один, относились к нам, мальчишкам пубертатного возраста, как к личностям, ценили индивидуальность каждого. Они не были формалистами. Быстренько выделив группу «первых учеников», они находили способы увеличения нагрузки на таковых. При этом не забывали основную массу класса, основное внимание на уроке уделяя ученику-середняку. Они были интеллигентами в лучшем из возможных смыслов этого слова. Учили они нас, точнее, воспитывали, не приказом, а показом, уделяя довольно много времени внеурочному, «внепредметному» с нами общению. Я сознательно не употребил здесь термин «внеклассная», считая его скомпрометированным. Ответственность свою они понимали и несли ее бремя в то идеологически непростое время достаточно аккуратно и достойно.

Также Вы можете :