email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

О вере, науке и человеке

К вопросу о противопоставлении науки и веры

Журнал: №1 (10) 2005 г.
Артур Комптон, физик, лауреат Нобелевской премии
Появился этот вопрос никак не позже времени так называемой эпохи Возрождения, когда было отдано предпочтение рациональному началу в восприятии окружающего нас мира. Сам факт противопоставления допускает и крайние точки зрения на проблему: либо наука опровергает существование Бога и, как следствие, акта творения, либо научное познание лишено всякого смысла и представляет собой химерическое порождение разума. Между тем, вопрос о противопоставлении науки и религии и, более того, объемлющая его проблема взаимоотношения между рациональным познанием и верой могут оказаться вообще некорректно поставленными, т.к. наука (и вообще всякое рациональное познание) и религия (как и всякое мировоззрение) не имеют между собой никаких логических связей, и потому научные результаты не могут ни опровергать, ни подтверждать сам факт существования Бога. 

Архимандрит Рафаил (Карелин) в своей книге «Тайна спасения» пишет: «Наука имеет дело с процессом, а мировоззрение — с областью причин и целей, которые находятся за гранью эксперимента и для науки всегда остаются тайной. Наука обнаруживает и фиксирует причинно-следственную закономерность между явлениями, но само понятие законов для нее недоступно, она не может объяснить превращение хаоса в закон и целесообразность. Наука имеет дело с материальным миром, поэтому не может ни подтвердить, ни опровергнуть существование другого, духовного бытия. Наука изучает предмет в его проявлениях (феноменах); каждый предмет имеет множество свойств и атрибутов, поэтому каждый предмет остается для науки познаваемым, но не познанным объектом. Мировоззрение не вытекает из научной информации, а зависит от духовного состояния, воли и нравственности человека. Великие ученые, обладавшие одинаковым научным кругозором, придерживались различных религиозных и философских мировоззрений».

Также Вы можете :