email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Диалог с миром

«Виноград» в гостях у путешественника Леонида Круглова

Журнал: №4 (20) 2007 г.
Леонид Круглов – фотограф, член Русского географического общества, этнограф, режиссер-документалист. Руководитель проекта «Диалог со всем миром» Института этнологии и антропологии Российской академии наук, в рамках которого были собраны фотоколлекции по этническим культурам Папуа–Новой Гвинеи, Сибири (Республика Тува), Амазонии, Центральной Африки и других регионов планеты. Автор готовящихся к изданию книг – альбомов «Тибет. Запретное королевство» и «Тува. Сшитые стрелы», постоянный автор журналов «Гео», «National Geographic», «Итоги», «Путешественник», газет «КоммерсантЪ», «Независимая». В настоящий момент готовит телевизионный проект для телеканала ОРТ и серию экспедиций «Диалог со всем миром».

– Сегодня довольно много путешественников, которые отправляются в малодоступные районы мира. Какова основная цель твоих экспедиций, ради чего ты едешь? В чем особенность и отличие твоих путешествий?

– Мне кажется, главное отличие в том, что меня интересуют в первую очередь люди, причем люди, живущие традиционно, тем укладом, который они сохранили с незапамятных времен. Эти племена, народы, культуры сейчас исчезают. Сегодня мы стоим на грани того, что европейско-американская массовая культура может поглотить то, что сегодня пока остается нетронутым, и тогда окончательно исчезнет яркая индивидуальность народов.

Последние 10 лет все мои путешествия проходят по тем территориям, где еще сохранились либо в полной, либо в достаточно сильной изоляции от внешнего мира традиционные культуры. А поскольку на сегодняшний день эти культуры сохранились только в очень труднодоступных местах земного шара, в очень сложных климатических условиях, экспедиции получаются достаточно экстремальными просто потому, что туда очень сложно добраться.

Кроме того, непросто проходит внедрение в эти культуры. Можно сказать, основная цель моих путешествий – это увидеть жизнь людей, к которым я еду, такой, какая она у них есть на самом деле, увидеть ее изнутри. Этого можно добиться только тогда, когда к тебе привыкают настолько, что перестают обращать на тебя внимание, привыкают к тебе. Чтобы этого добиться, приходится жить там подолгу.

– Ты член Русского географического общества. Участвует ли Общество в снаряжении твоих экспедиций?

– Русское географическое общество пока участвует только лишь своим именем и научной поддержкой. Очень часто я прошу совета и консультаций у ученых-теоретиков, а сам им привожу массу этнографических материалов, в которых они крайне заинтересованы. 

Довольно тесно мы сотрудничаем и с архивом Российской академии наук, куда периодически попадают собранные нами материалы. В этом заключается научный аспект моих экспедиций.

Кроме этого, когда позволяют средства, мы берем с собой профессионалов, этнографов или географов. 

У нас было две таких экспедиции. Одна – в Перу, когда мы искали в джунглях город под названием Пайтити, куда, по легендам, инки унесли часть своих золотых запасов, пряча их от конкистадоров. В той экспедиции участвовали наши географы. Однажды в экспедиции в Бразилию участвовал этнограф, который собрал там огромный материал для своих научных исследований.

Хотя, если положить руку на сердце, в экспедициях на сегодняшний день больше заинтересованы популярные периодические издания, такие как «National Geographic», «GEO», «Вокруг света».

– Ты сказал, что для того, чтобы увидеть жизнь людей изнутри, необходимо стать для них своим. Как это достигается? Как можно приехать в какое-нибудь африканское племя и сделаться частью этого племени?

– Ну, во-первых, это опыт, который приходит не сразу.

Также Вы можете :