email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

«Русский клуб» 
и «Русская партия»

Из истории общественно-политической борьбы в СССР в 1960—1980-е гг.

Журнал: №5 (25) 2008 г.
В. Оботуров, А. Грязев, В. Кожинов, В. Белов

В течение двадцати лет безобидная на первый взгляд организация — Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры — являлась по сути русской патриотической партией, сплачивала патриотические силы страны и героически противостояла идеологическому отделу ЦК КПСС и КГБ.

Центром русских национальных сил в СССР стало основанное в 1965 году Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), давшее начало общерусским организациям и движениям, отстаивающим национальные интересы России. 

Первыми духовными возглавителями движения стали замечательные патриоты: археолог и историк академик Б.А.Рыбаков; физико-химик академик И.В.Петрянов-Соколов (автор изобретений, которыми пользуется весь мир, в частности «фильтра Петрянова», основы современных респираторов); художники П.Д.Корин, И.С.Глазунов, писатели Л.М.Леонов, В.А.Солоухин, В.Д.Иванов; руководитель музеев Московского Кремля В.Н.Иванов (первый фактический председатель Центрального совета общества).

Архитектор-реставратор П.Д.Барановский в сотрудничестве со своими соратниками по молодежному русскому патриотическому клубу любителей памятников истории и культуры «Родина» (1964—1972) Л.И.Антроповым, Г.И.Гунькиным и В.А.Десятниковым провели всю подготовительную и организаторскую работу по созданию ВООПИК.

В 1968—1969 годах в составе ВООПИК на базе секции по комплексному изучению русской истории и культуры действовал «Русский клуб» — негласное объединение национальной русской интеллигенции. В этом клубе впервые за многие годы начинали обсуждаться животрепещущие вопросы формирования русской культуры и духовности. Клуб возглавляли писатель, специалист по Югославии Д.А.Жуков, историк, заведующий серией «Жизнь замечательных людей» в издательстве «Молодая гвардия» С.Н.Семанов, критик и литературовед П.В.Палиевский.

Заседания клуба проводились в Москве, в Высокопетровском монастыре. «Организационно, — писал один членов клуба прозаик А.И.Байгушев, — мы приняли церковную структуру. Монастырь, Петровка, 28, был у нас чистилищем. Здесь был как бы открытый храм, и сюда свободно, в любой день, в любой час могли зайти… на любое мероприятие, любой творческий вечер русские миряне. Здесь мы приглядывались к новым лицам, отбирали, кого какими интересами привлечь… Постоянные и проверенные… попадали под негласный статус оглашенных… Из оглашенных лучшие попадали в "верные" и уже могли посещать наши "русские вторники", на которых шла основная духовно-строительная работа. Здесь поочередно каждым из наиболее активных членов "Русского клуба" делался доклад на предложенную им самим русскую тему. …Безмолвие (исихазм) и благородный "византизм" сразу стали духовными знаменами нашего "Русского клуба"». 

Валентин Дмитриевич Иванов, знаменитый исторический писатель, автор «Руси изначальной» и «Руси великой», с первых же шагов «Великорусского монастыря» стал его иереем. После многих лет преследования и травли он с особенным жаром отдавался клубу, найдя здесь самую благодарную аудиторию, слушающую его затаив дыхание. И то же можно сказать об Олеге Васильевиче Волкове, публицисте, не сломленном многолетним ГУЛАГом, дворянине самых высоких кровей, вдруг радостно увидевшем, что Россия еще жива, что идет молодая здоровая смена, в которой православный русский дух еще не убит интернационализмом. Редкостным по своей художественной мощи памятником несгибаемости русского человека и ценнейшим документом новейшей русской истории является изданный в 1987 году автобиографический роман О.В.Волкова «Погружение во тьму», отразивший многое из лично пережитого автором за 28 лет советских тюрем, лагерей и ссылок.

Также Вы можете :