email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Золотой экран. «Оскар-2017»

Кому он достанется?

Журнал: №1 (75) 2017 г.

В кинотеатре «Долби» в Лос-Анджелесе в конце февраля будут подведены итоги прошедшего киногода. Почти пять тысяч членов профессионального жюри выберут лучших представителей киноиндустрии. Им будет вручен знак высшего достоинства в современном кинематографе – золотая статуэтка «Оскар».

Лучший иностранный фильм года

Для всех иностранцев одной из самых интригующих номинаций является «Лучший фильм на иностранном языке». В этом году Россию представляет фильм Андрея Кончаловского «Рай», выбранный российским оскаровским комитетом. Фильм очень интересный, новаторский и непростой; он уже получил «Серебряного льва» за режиссуру на Венецианском кинофестивале в сентябре 2016-го. В «изматывающей и эмоционально опустошающей зрителя драме», как определяли картину кинокритики, режиссер по традиции задействовал свою жену, актрису Юлию Высоцкую. Она сыграла главную героиню Ольгу, русскую эмигрантку, участвовавшую во французском Сопротивлении и связанную сложными эмоциональными узами с офицером СС и французским коллаборационистом. 

Фильм основан на реальных событиях Второй мировой войны. Действие картины «Рай» монологами героев и некой пространственной условностью напоминает чеховские пьесы. Для Кончаловского, ставившего все чеховские пьесы на сценах театров, обращение к литературному классику в драме о событиях холокоста не случайно: в одном из немецких конц-лагерей погибла невеста Антона Чехова, Евдокия Эфрос, брак с которой, впрочем, у писателя не состоялся. Вот как прокомментировал выдвижение картины Кончаловского на соискание премии «Оскар» историк кино Кирилл Разлогов, на личное мнение которого по традиции опирается российский оскаровский комитет: «У оскаровского комитета России есть два принципа: или надо выбирать картину, которая имеет наибольший шанс понравиться отборщикам американской киноакадемии, либо выдвигается картина, которая наиболее важна для нас. Это или картина, получившая высокую оценку в Европе, на каком-то кинофестивале, или известное имя режиссера. В этом году мы как раз ориентировались на имя Андрея Кончаловского, у которого, в отличие от его брата, Никиты Сергеевича, “Оскара” нет. Вот нам и захотелось исправить это упущение. “Рай” – достойная лента, но, на мой взгляд, сложновата для американских киноакадемиков. Там слишком запутанный сюжет, что и делает ее привлекательной для европейцев. Лично я сделал бы неожиданный выбор, например, послал бы картину Андрея Зайцева “14+”, так как она имеет гораздо больше шансов понравиться американцам. Вообще же премию за лучший фильм на иностранном языке сами критики называют “премией престарелых граждан”. Ведь номинируются, как правило, картины, которые не демонстрировались в США. По-этому голосующий должен доказать, что смотрел все пять картин всех основных претендентов. Для этого проводят специальные просмотры в Лос-Анджелесе, но так как молодые и активно работающие в киноиндустрии члены киноакадемии, как правило, слишком заняты, на эти просмотры ходят в основном неработающие кинематографисты старшего поколения».