email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

«Запрятанное в человеке»

Творчество Валентина Серова

Журнал: №1 (63) 2015 г.
Девочка с персиками. Портрет В. С. Мамонтовой. 1887 г.

«Девочка с персиками» – одна из самых узнаваемых картин в истории русской живописи. Она известна не только посетителям Третьяковской галереи или собирателям альбомов живописи. Репродукцию можно встретить где угодно, вплоть до коробок конфет. Но создатель этого пленительного образа, Валентин Александрович Серов, прославился еще многими выдающимися полотнами.

Учиться – только живописи

В 2015 году исполняется 150 лет со дня рождения художника Валентина Александровича Серова. Родители его были людьми незаурядными. Отец – известный композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов, автор популярнейших опер. Мать – пианистка, ученица самого Антона Рубинштейна. Она вышла замуж в 16 лет и была младше мужа на четверть века. К Серовым приходили старые друзья отца – художники Ге и Репин, скульптор Антокольский, путешественник Миклухо-Маклай, писатели Тургенев и Достоевский, поэт Майков. А друзьями матери были молодые эмансипированные дамы и студенты-нигилисты.

19 января 1865 года в семье родился мальчик, его назвали Валентином. Чтобы не путать с матерью, Валентиной Семеновной, имя сократили до Тоши, а потом оно переродилось в Антона. Так его и звали всю жизнь близкие друзья. Через шесть лет Александр Серов скоропостижно скончался, и овдовевшая мать отправилась в Мюнхен продолжать музыкальное образование, а сына отправили к маминой подруге, «тете Талечке», Н.Н. Друцкой-Соколинской, в имение Никольское Смоленской губернии, где та основала коммуну. Из Тоши и «под-опытной» крестьянской девочки решили растить идеальных людей. Самообслуживание, «воспитание по методе», совместные купания обнаженными – всё вызывало в нем протест. Единственной радостью мальчика была природа, которую он полюбил навсегда. Он уже пробовал рисовать все, что видит, особенно лошадей. Воспитательница использовала это пристрастие по-своему и за провинность однажды порвала его рисунки. Эту страшную обиду он помнил даже через сорок лет. Коммуна вскоре распалась, и Тошу отвезли в Мюнхен. Однако мать была увлечена музыкой, и мальчик снова оказался с чужими людьми. На этот раз ему повезло, и добрую фрау Риммершмидт Серов благодарно вспоминал всю жизнь.

Страсть к рисованию не утихала; Тошин рисунок «Лев в клетке» Валентина Семеновна послала письмом в Рим Антокольскому. В ответном письме было сказано, что сын очень талантлив. В 1873 году мальчику был куплен альбом, на котором мать написала: «Тоша Серов. Альбом № 1». Все разговоры она теперь начинала словами «когда ты будешь художником».

Зиму они провели в Париже, где мальчик брал уроки у Репина, который в то время проходил там стажировку от Академии художеств. Между тем девятилетнему мальчику пора было поступать в гимназию. Из Парижа в Москву он увозил уже 19 альбомов с рисунками.