email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Карл Брюллов

«Я расписал бы небо!»

Журнал: №6 (62) 2014 г.
Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г.

Карл Брюллов в истории русского искусства останется одной из крупнейших фигур. Однако современному зрителю он известен лишь несколькими картинами, и главная из них – «Последний день Помпеи». Другое знаменитое его полотно – «Всадница» – так притягательно, что и сегодня в Третьяковской галерее мимо него не пройти. Это одно из самых известных произведений русской живописи за всю ее историю.

У таланта свой путь

Карл Павлович Брюлло (Брюллов) родился 12 декабря 1799 года в Петербурге в обрусевшей франко-немецкой семье. Его французский прадед-скульптор, приехав в Россию, работал на Императорском фарфоровом заводе, и почти все мужчины в семье были художниками.

Мальчик родился слабым, ходить начал лишь в пять лет; но он был на редкость одарен. Первым учителем рисования Карла был отец, весьма суровый педагог: бывало, он не давал сыну завтракать или обедать, прежде чем тот не выполнит рисунок. Но в результате, поступив в Академию художеств, Карл резко выделялся среди сверстников по уровню художественной подготовки.

За годы учебы Брюллов получил все возможные награды и медали и в 1821 году окончил Академию художеств с Большой золотой медалью, полученной за выпускную работу «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского». Это давало ему право продолжать обучение живописи в Италии за казенный счет. Но поездка могла состояться лишь через несколько лет; за это время надо было написать несколько «серьезных» работ на исторические или мифологические темы. И вот тут возникли разногласия с начальством. Брюллова особенно привлекал портрет – жанр, считавшийся в академии низким родом живописи. Даже его студенческую работу «Нарцисс» порицали за излишнее стремление к натуре, к живости в изображении чувств. Академизм же предполагал определенный набор канонов, условность жестов и поз в духе театра Корнеля и Расина.