email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Речь как творчество

Интервью с заслуженным работником культуры, профессором Российской академии театрального искусства

Журнал: №3 (19) 2007 г.
Сусанна Павловна Серова
Сусанна Павловна Серова, заслуженный работник культуры, профессор Российской академии театрального искусства (ГИТИС), преподаватель сценической речи (мастерские О. Табакова, П. Фоменко, С. Женовача, С. Голомазова и др.), актриса, режиссер телепередач. В 1957 году окончила с отличием Школу-студию МХАТ, работала в театре «Современник», саратовском Театре юного зрителя, Московском драматическом театре на Малой Бронной. Также была режиссером Главной редакции литературно-драматических передач на Центральном телевидении. Автор книги статей и очерков «Слово. Образ. Голос. Речь», пишет стихи, в 1993 г. вышел сборник ее стихотворений «Я молча кричу», в 2006 г. – сборник «Перед распахнутой дверью».

– Сусанна Павловна, что такое речь в вашем понимании? 

– Речь – это творчество. И недаром слово «речь» созвучно с рекой, с потоком – у речи также должна быть глубина, отражающая способность, быстрины, пороги, разливы и, главное, – перспектива, которая и являет тот основной действенный импульс речи, определяя, куда она направлена, ради чего говорится. 

Речь становится емкой, когда начинает занимать место не только в информационном ряду, но еще и в пространстве образном, пространстве действенном. Сейчас информативность обрела тотальный характер, когда надо в минимум времени выложить максимум информации. Это к речи не имеет отношения, это – бегущая строка.  

– А что такое сценическая речь?

– В театре мы имеем дело с историей. Всякая классическая пьеса имеет удивительную емкость, она сохраняет время, и грамотный, образованный талантливый актер должен чувствовать: в пьесах Шекспира нельзя говорить так, как в пьесах Островского, в пьесах Островского нельзя играть так, как в пьесах Чехова, – направленность речевого потока, психическая энергия совсем другая. Артист драматический должен владеть всеми слуховыми и речевыми, репродуктивными свойствами речи, из которых он может лепить образ.

– Какое место в современном театре занимает слово?

Также Вы можете :