email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Mostra

или Венецианская выставка достижений киноискусства

Журнал: №1 (33) 2010 г.

Нередко популярность фильма и его успех в прокате напрямую связывают с его наградами на международных кинофестивалях. Но прежде чем следовать за авторитетом, надо представлять себе – «а судьи кто?». Рассказ об истории различных зарубежных кинофорумов поможет отечественному зрителю решать, к чьим оценкам стоит прислушаться, а чьи лучше воспринимать «с точностью до наоборот».

Венецианский кинофестиваль очень похож на город, в котором родился: так же аристократичен, помпезен, слегка дряхловат, но держится молодцом. Само понятие «кинофестиваль» появилось именно здесь, и только тут это слово сохранило свой изначальный смысл — «праздник». Сами итальянцы, впрочем, называют венецианский праздник кино «Mostra» (полное название «Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica»), что когда-то означало «парад», а теперь «выставка» или «витрина». Последнее значение отнюдь не фигурально. Мы как-то забываем о том, что старейший кинофестиваль мира не самостоятельное культурное событие, а часть ежегодной венецианской биеннале, которая проходит в Венеции с мая по ноябрь и попеременно посвящена то архитектуре, то современному искусству. И даже на сайт «Мостры» можно войти исключительно через интернет-ресурс биеннале, кликнув на плашку «кино». 

Биеннале гораздо старше самого кинофестиваля. Она появилась в 1895 году, вернее, в 1893-м, когда в Венеции решили устроить смотр современного итальянского искусства, но уже через год стало понятно, что участие в выставке заинтересовало не только местных художников. В то время биеннале казалась очень удачной идеей для того, чтобы помочь Италии если не остаться среди передовых художественных держав, то хотя бы привлечь в страну «красивые» деньги от продажи предметов искусства. В каждую страну приходит свой «золотой век». И из каждой уходит  — это естественное течение реки истории. В Италии «золотыми» стали  XIV — XVI века, эпоха Возрождения. Но к концу XIX века оказалось, что все актуальное искусство — импрессионизм, первые шаги модерна, сосредоточено в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. В Италии художникам было скучно. И тогда предприимчивые венецианцы придумали разыграть карту «выставки достижений художественного хозяйства» – и преуспели.

Также Вы можете :