email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Рафаэль

Радость бытия

Журнал: №4 (24) 2008 г.
Рафаэль Санти. Автопортрет

Шестнадцатый век – век наивысшего расцвета итальянского искусства и одновременно – начало конца великой эпохи высокого Возрождения, когда многочисленные трактаты гуманистов, полные возвышенных рассуждений, входят в противоречие с действительностью. К концу столетия постепенно утрачивается вера во всемогущество человека, художники начинают забывать о великих образах античности, и их произведения начинают терять гармоническое равновесие между прекрасным телом и устремленным к Богу духом.

В период Высокого Ренессанса центральной фигурой в искусстве и философии становится человек совершенный (Homo universalis), то есть человек, наделенный идеальной красотой и, соответственно, прекрасной душой. Именно такими героями населены картины Рафаэля. Да и сам молодой мастер, жизнь которого столь рано и неожиданно оборвалась, остается для нас олицетворением идеальной личности Ренессанса.

Начало

Рафаэль Санти родился в 1483 году в Урбино. Первые из известных нам его работ – «Сон рыцаря» и «Три грации» (около 1500 года). Примерно в том же году он переезжает в Перуджу и поступает в мастерскую Перуджино – самого значительного художника Умбрии на тот момент. Вскоре, как и следовало ожидать, Рафаэль перерос своего учителя. 

Последней картиной, созданной в рамках умбрийской мастерской, стало «Обручение Марии» (1504). Картины Рафаэля с самого начала его творческого пути были пронизаны особым световым потоком, фокусирующим наше внимание на главных героях. Даже в наполненных большим количеством фигур сценах каждое из действующих лиц имеет особую значимость и служит выражением определенной идеи. Каждой фигуре сообщается монументальное величие и масштабность античной статуи.

Прекрасное тело сочетается с красотой души, и образ, очищенный от всего случайного и сиюминутного, раскрывается перед нами в своей гармонической ясности. В период пребывания во Флоренции (1504–1508) мастер воспринял от флорентийской школы любовь к линии, ведь для флорентийцев основой любой композиции был детально разработанный рисунок. С помощью нового линеарного языка Рафаэлю удается создавать исполненные спокойного, размеренного ритма работы («Мадонна в зелени», «Положение во гроб»).

Рим

С 1509 по 1517 год Рафаэль работал в Риме над росписью комнат (станц) Ватиканского дворца. По приглашению Папы Юлия II до Рафаэля над ними уже трудились лучшие мастера Италии. Так, Перуджино принадлежала роспись потолка нижнего зала. 

В январе 1509 года в документах впервые упоминается имя Рафаэль. Он становится известным в Риме. За короткое время он превзошел своим дарованием остальных живописцев, и вскоре Папа поручил ему дальнейшее руководство над осуществлением работ.

Также Вы можете :