email/логин:
пароль:
Войти>>
Регистрация>>
 
 

Художник Виктор Иванов

Красота без прикрас

Журнал: №6 (74) 2016 г.
Виктор Иванов. Автопортрет с дочерью. 1972

В минувшем году в Институте русского реалистического искусства прошла выставка художника Виктора Иванова – убежденного последователя и наследника русской реалистической школы живописи.

Становление сурового стиля

Как случилось, что художник, родившийся в 1924 году в Москве, учившийся в Московской художественной школе, выпускник МГХИ им. В. И. Сурикова, темой своего творчества избрал жизнь деревни? Его отец был москвичом, а мать – рязанской крестьянкой, приехавшей в столицу на заработки. У людей, далеких от искусства, родился мальчик, чей талант и желание рисовать проявились уже в раннем детстве. В семь лет он взял карандаш и был потрясен тем, что на плоскости можно изобразить чудо реальности мира. Его записали в кружок Дома пионеров. Уже в 14 лет Иванов делал карандашные наброски предметов крестьянского быта и портреты деревенских жителей на родине матери. «Мое творчество, взгляды, убеждения – все это результат укорененности в земле Рязанской», – считает мастер. Во время войны Виктор Иванов тоже оказался в деревне – был эвакуирован с Художественной школой в башкирское село. 

Впервые он стал участником ху-до-жественных выставок в 1950 году. А уже в 1968 году получил признание и звание заслуженного художника РСФСР. В том же году был удостоен Государственной премии СССР за картины «Семья», «На покосе. В шалаше» и «Полдник». Опубликованные в журнале «Огонек» репродукции с этих картин стали известны миллионам людей. Виктор Иванович говорит, что он художник и городской, и деревенский: «В деревне я набираю наблюдения, этюды. Москва дает мне возможность обобщить накопленные впечатления, понять и реализовать творческие замыслы».

Его творческие принципы сформировались в тот период, который принято называть «оттепелью». Это был конец сталинской эпохи, поворот в политической жизни страны: кончилась война и годы репрессий. К 60-м годам эйфория свободы уступила место романтике будней. Строительство коммунизма стало главной идеей времени, а труд – главной темой искусства. Виктор Иванов заметил и почувствовал это в числе первых.

Культ в искусстве «суровой», лишенной всяких иллюзий, бескомпромиссной и беспощадной правды о человеке, истории и даже природе – это было ново. В 1960 году в статье-рецензии на выставку «Советская Россия» искусствовед А. А. Каменский впервые употребил термин «суровый стиль», говоря о работе Петра Оссовского «Три поколения». Этот термин прочно закрепился за творчеством художников Николая Андронова, Гелия Коржева, Павла Никонова, Виктора Попкова, Таира Салахова, братьев Смолиных, Виктора Иванова. Иногда Иванова считают зачинателем этого стиля, но сам художник предпочитает, чтобы его называли «шестидесятником», по принадлежности к поколению художников, чье творчество наиболее ярко проявилось в эти годы.

Они были единомышленники и друзья, их девиз был «Правда и только правда в искусстве». Все было подчинено этому девизу. «Мы стремились освежить и обновить художественную форму произведения, найти свою идею, отразить жизнь так, как она есть, без прикрас. Это ответственность перед обществом, перед людьми у нас проявлялась обостренно. Врагом нашего искусства была лакировка, фальшь, неправда, наслоения которых были в искусстве перед шестидесятыми годами».

Вдохновение земли Рязанской

В отличие от других художников, для которых героями картин стали покорители природы – нефтяники, геологи, строители Братской ГЭС, полярники, – для Виктора Ивановича главным стал человек, живущий в гармонии с природой. Его герои работают на земле, добывают хлеб в поте лица. На родине матери, на Рязанщине, в старинных селах Ряссы, Исады, Аграмаково Спасского района нашел он вдохновение. Каждое лето Иванов стал проводить в Исадах. В 1957 году он начинает работу над циклами «Русские женщины» и «В годы войны».

Вскоре иметь дом в деревне среди творческой интеллигенции стало модно. Многие любили деревенскую жизнь за естественность и простую красоту. Ее противопоставляли агрессивности и соблазнам города. «Суровый стиль» получил у Виктора Иванова своеобразную окраску. Он соединил в своих работах сдержанную строгость и лирическое отношение к жизни. В его работах нет натурализма, тяжести, грубости.

«Я изображаю только то, что хорошо знаю. Ищу положительное в людях. Хотя многие мои картины – о тяжелой, изнурительной крестьянской жизни. Но посмотрите, какой в этих тяжелых условиях рождается человек – сильный, красивый, добрый», – говорит Виктор Иванович. Все прототипы его героев – реальные люди. Это юные матери из рязанских сел Красный Яр и Исады, это старики из деревень с берегов Оки. Художник знает всех этих людей по имени-отчеству, знает все про их жизнь, про семейные дела. Под кистью художника их черты становятся более выпуклыми и яркими, обретают характер типических.

«Моя мечта не была оформлена в словах. Но хотелось совершить что-то грандиозное, под стать Микеланджело, или Александру Иванову, или Шолохову. Хотелось создать картину всей жизни». И он ее создает уже не одно десятилетие, размышляя в своих полотнах о круге человеческой жизни и круге природных явлений. Он пишет рождение, труд, создание семьи, смерть. «Родился человек», «Женщина в белом платке», «На Оке», «Под мирным небом», «Похороны в Исадах», «Ледоход», «Крещение», «Рязанские луга», «Вечная память на войне погибшим, без вести пропавшим, всем родным и близким» – наиболее известные картины мастера.

События жизни обретают в его картинах почти символическое звучание. Его картины на тему войны звучат как поминальная молитва. Обед в поле и в деревенской избе становится почти библейской трапезой, преломлением хлеба; его женщины-матери сродни Мадонне. Он почувствовал величие крестьянского труда и его изначальную связь с обрядом, ритуальность. Сами хозяйственные подробности – косьба, еда деревянными ложками, качание самодельной люльки с младенцем, ворошение граблями сухой травы – все это обретает характер некоего торжественного акта. Мастерски создает художник то атмосферу значительности, возвышенного эмоционального строя, то полный глубокой мудрости покой. Он достигает этого замечательным владением профессиональными приемами. Сдержанный колорит, гармония дополнительных цветов, широкие плоскости и граненый линейный рисунок – это ивановская манера живописи. Язык его прост и ясен. Он понятен и посетителям столичных выставочных залов, и его деревенским героям.

Вот что Виктор Иванович писал о работе над картиной «Уборка картошки», которая сейчас находится в Государственном Русском музее: «Холодно. Женщины перевязывают себе талию теплыми платками, чтобы не застудиться. Стоят, перевернутые вниз головой. Руки раскаленные, красные. Они в холодную жесткую землю, как в раскаленный металл, их погружают. Я хожу, рисую. Женщины стесняются своих поз, своих рук. Но в какой-то момент они почувствовали, что я делаю это из глубочайшего к ним уважения. Никакого чувства высокомерия, насмешки, неуважения нет в помине. Они перестали стесняться меня, своих рук, своих поз. Они почувствовали, что я не просто любуюсь ими. Они для меня что-то высшее, хотя я не слепой и прекрасно вижу и знаю их недостатки. В своей деревне я могу войти в любой дом, и все, от мала до велика, знают, что я – их художник!»

Любимой Рязани художник подарил более шестисот своих работ. На основе этого собрания к восьмидесятилетию мастера был создан новый отдел Художественного музея – картинная галерея «Виктор Иванов и земля Рязанская». На ее открытии старый друг художника академик Петр Оссовский сказал: «Я давно считал, что индивидуальность таланта, его масштаб дали возможность Иванову выразить трагедию русского крестьянства, по существу на сегодня изведенного». Виктор Иванович награжден уникальной наградой – знаком «Благодарность от земли Рязанской».

Счастливый билет

Но жизненные впечатления художника не были ограничены только деревней. Виктор Иванович много путешествовал по всей стране. С группами Союза художников были творческие командировки в Египет, Италию, Испанию, Голландию, Румынию, Сирию, Мексику. Этюды и рисунки стали своеобразными дневниками его поездок. Серия работ «Куба» в  1963 году была удостоена серебряной медали АХ СССР.

По возвращении из Италии в 1975 году была написана картина «Кафе “Греко”». На ней изображены пятеро московских художников – Гелий Коржев, Петр Оссовский, Ефрем Зверьков, Дмитрий Жилинский и сам Виктор Иванов. Коллеги по цеху, друзья, единомышленники сидят за столиком в знаменитом римском кафе «Греко» на Виа Кандотти. Это старейшая римская кофейня было увековечена много раз в прозе, стихах, в музыке и на холсте. Она запечатлена такой, какой была в  XVIII–XIX веках. И сегодня в стеклах и старых зеркалах, кажется, мелькают тени его завсегдатаев  – Гете, Берлиоза, Стендаля, Андерсена, Байрона и Бальзака. Кто только не бывал здесь: Мицкевич, Лист, Вагнер, Россини, Мендельсон и Тосканини. Стены кафе помнят Гоголя, Ореста Кипренского и Александра Иванова. Память о них и привела сюда друзей.

Время на полотне словно остановилось. Художники сидят вместе, и в то же время каждый погружен в свои мысли, ассоциации, воспоминания. Они чувствуют причастность ко всем, кто здесь бывал, ощущают себя наследниками культурной традиции. Как пишет Виктор Иванович: «Художники прикоснулись здесь к прошлому, прошлому великому и требовательному. Наступили минуты внутреннего ответа каждого перед самим собой и всех вместе – перед историей». Интерес к этой его работе не угас и сегодня. На студии «Сад камней» идет работа над документальным фильмом «Встреча в кафе “Греко”. Монологи».

Один из героев картины, Гелий Коржев, сказал, что «в творчестве Иванова гармонично сочетаются такие явления, как традиционность и новаторство, современность и извечные начала, он – следующее звено русской живописной школы». Реалистическую традицию художник понимает широко и смело использует в работах иконописный прием обратной перспективы. Его пейзажи величавы и монументальны, как древнерусские фрески.

Творчество Виктора Иванова стало выражением важного этапа развития русского искусства и общества. Не случайно его произведения находятся в крупнейших музеях страны – Третьяковской галерее и Государственном Русском музее. А его «Автопортрет» удостоился быть в Галерее Уффици во Флоренции.

В марте 2014 года художник отпраздновал девяностолетие, но и сегодня его творческая жизнь полна событий. Он дает мастер-классы в Рязанском художественном училище; минувшей весной в читальном зале библиотеки Художественного института им. В. И. Сурикова представил серию рисунков, эскизов, картонов и этюдов к знаменитым полотнам «Рязанские луга» и «Вечер в лугах». Он не скрывает своей «кухни» и делится опытом со студентами, раскрывая, как движется работа от замысла к воплощению. «Рождение картины» назвал он эту выставку. Мастер продолжает работать, к своему возрасту относится философски и считает, что ему повезло: «Счастливый билет вынул! Долголетие, любимое дело, творчество, которым всю жизнь занимался, не разочаровался в нем – это счастье». Художника не оставляет уверенность, что непременно еще понадобится реалистическое искусство. А желание у Виктора Ивановича одно: «Очень хочется, чтобы зрители увидели на моих полотнах людей нашего времени, их облик, образ жизни, характер. Увидели народ в его трагическом и героическом проявлениях. Подумали, глядя на картины: “Вот такие люди живут в России, и я – с ними. Я – их часть. Это всё мы”. Жили в труде. Не покидала тревога и беспокойство. Много пришлось нам выстрадать, но остались неистребимыми в нас чувства любви, надежды и веры».  

Также Вы можете :




Для того, чтобы оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться

Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|